«ОНИ НОСЯТ БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ, РИМСКУЮ ПАРЧУ, ПУРПУРЫ»

Хашева Ирина Олиевна — заместитель генерального директора ГКУК «Национальный музей КБР»

Золотное шитье — это маленькая частица материальной культуры нашего народа, культуры, которая оставила заметный след в истории развития человечества. Многие народы Кавказа по сей день носят одежду, которую называют «черкеска», отдавая дань народу, изобретшему этот уникальный вид одежды, одновременно красивой и максимально функциональной. «Черкес дамыгэ» называют орнамент, использовавшийся многими мастерами.

У адыгов золотошвейное искусство появилось также много веков назад. Первые письменные сведения об этом ремесле у адыгов встречаются уже в X веке. Арабский путешественник Масуди писал: «Они носят белые одежды, римскую парчу, пурпуры, иные виды шелковых материалов, затканные золотом».  Упоминания о самобытном мастерстве адыгских умелиц встречаются в воспоминаниях итальянского историка эпохи Возрождения Дж. Интериано, Ж. В. Тавернье (начало XVII века), Н. Витсена, К. Главани, Э. Кемперера (начало XVIII века) и других. Ранние образцы вышивки на территории Кабарды обнаружены в средневековых могильниках. Среди археологических находок из раскопок, датируемых XIV – XVI веками,  имеются галуны, украшавшие шапку и бешмет. В других могильниках найдены полуистлевший кисет, ворот одежды и другие предметы, расшитые золотыми и серебряными нитями. Это наследие отмечено богатством и оригинальностью орнаментальных композиций, многообразием и совершенством техники исполнения. Все это – примеры зрелого мастерства, свидетельствующие о древности и популярности вышивки в быту. Особое место вышивка занимала в украшении традиционной женской одежды. Но адыги широко использовали вышивку и басонные изделия не только в декоре женской одежды, но и для украшения предметов мужской одежды, вооружения и конской упряжи, предметов быта.

            "ОНИ НОСЯТ БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ, РИМСКУЮ ПАРЧУ, ПУРПУРЫ"    "ОНИ НОСЯТ БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ, РИМСКУЮ ПАРЧУ, ПУРПУРЫ"

Вышитые узоры покрывали борта платья, углы передних пол кафтанчика, нарукавники (lэщхьэтхьэмпэ), донышко и околышек женской шапочки (дыщэ пыlэ) и другие предметы женской одежды. И, конечно, особый колорит декору придавало умелое сочетание разнообразных видов и техник золотного шитья и басонных изделий.

       "ОНИ НОСЯТ БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ, РИМСКУЮ ПАРЧУ, ПУРПУРЫ"   "ОНИ НОСЯТ БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ, РИМСКУЮ ПАРЧУ, ПУРПУРЫ"   "ОНИ НОСЯТ БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ, РИМСКУЮ ПАРЧУ, ПУРПУРЫ"

Отсутствие золотых и серебряных нитей собственного производства было главной причиной дороговизны золотошвейных изделий, их недоступности бедным слоям населения. Тем не менее острая потребность в этих материалах — свидетельство того, что адыги, старавшиеся обходиться в быту подручным сырьем, не представляли себе национальной одежды без золотного шитья.

Плетение шнуров — это отдельное искусство. Порой шнуры различного профиля со сложными и разнообразными поверхностями и формами превращались в отдельные произведения искусства, которые использовались в декоре одежды.

                                                            "ОНИ НОСЯТ БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ, РИМСКУЮ ПАРЧУ, ПУРПУРЫ"

Особое внимание необходимо обратить на орнамент вышивки. Сегодня мы говорим об орнаменте лишь как об украшении изделий, но на самом деле орнамент мог быть системой знаков, передающих определенную информацию. Из одного архаического орнамента в другой переходят круги и квадраты — древнейшие символы солнца, встречающиеся и в наскальной живописи, горизонтальные прямые — символы земли, волнистые линии — символы воды, крестики — символы огня. Довольно часто изображали силуэты людей, совершающих  какой‑то обряд, женские фигуры, птиц, деревья.

                                 "ОНИ НОСЯТ БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ, РИМСКУЮ ПАРЧУ, ПУРПУРЫ"

Орнамент адыгов по своему содержанию глубоко самобытен и существенно отличается от орнамента сопредельных с адыгами народов. Ему свойственны монументальность, большое пространство фона, простота и лаконичность конструктивных решений, чувство меры орнаментальной композиции. В золотошвейном искусстве крупные золотые и серебряные узоры, выполненные в технике «дыщэ идэ», создают богатую фактурную поверхность на фоне черной, синей или красной тяжелой ткани и воспринимаются почти объемно, скульптурными, декоративными пятнами. Умение шить золотом, ткать галуны, изготавливать из золотых и серебряных ниток басонные изделия — кисти, шарики, шнуры, цепочки, плетеные подвески — считалось обязательным для девушек из знатных семей, обучать их начинали с ранних лет. Но этим же ремеслом, по словам Е. Студенецкой, заведующей отделом Кавказа музея этнографии, владели и крепостные девочки, которые помогали своим хозяевам. С детства девочки занимались изготовлением подарков для родственников, приданого, подарков для жениха. Сегодня это ремесло сохранило свою притягательность. Наряды и аксессуары с ароматом глубокой старины, завораживающие своим сиянием и блеском, своим архаичным орнаментом, рассказывающие о секретах тех далеких времен и о тайных думах мастериц, привлекают современных модниц. Секретом золотошвейного искусства с нами делятся мастерицы, для которых золотное шитье стало делом всей жизни. Это Джульетта и Маринетта Машекуашевы — первые и единственные в республике мастерицы, получившие профессиональное образование в Торжковской профтехшколе (единственной в стране школе золотного шитья).  Выбором профессии девушки обязаны близкому родственнику — замечательному ученому-этнографу  Хазретали Кишеву, который с самого детства учил их азам плетения басонных изделий и вышивки и привил любовь к этому ремеслу.  Хазретали Кишев посвятил многие годы жизни изучению истории и культуры адыгского народа. Попавшийся в его руки в молодости плетеный шарик положил начало делу всей его жизни. Он собирал по крупицам образцы старинной вышивки и плетения, изучал их, по ниточке расплетая и изучая каждый шов и стежок, описывал и зарисовывал их. Затем он делился приобретенными знаниями с преподавателями школ, чтобы они в свою очередь несли эти знания своим ученикам. У Хазретали была идея создать Центр возрождения народных промыслов и ремесел. Он не сумел осуществить свою мечту, однако сделал многое для возрождения ремесел: собрал группу из пяти девушек и отправил их в школу золотной вышивки в Торжке. Вернувшись в республику, девушки обучили своему ремеслу не одно поколение мастериц, работая на кафедре декоративно-прикладного искусства Государственного университета имени Х. М. Бербекова, в Колледже дизайна при университете, в школе технического творчества учащихся и в школе искусств имени Жабаги Казаноко. Многие из их учениц преуспели в своем деле и стали профессионально заниматься золотошвейным искусством.

Комментарии запрещены.