К 100-ЛЕТИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ КБР

1965 год стал своеобразным рубежом в деятельности музея.К 100-ЛЕТИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ КБР

В этом году музей переехал в новое здание, значительно расширились экспозиционные площади. Музей создавал новую  экспозицию по новому, на строго  научной основе. Для определения тематической структуры, составления тематико- экспозиционного плана новой экспозиции была создана консультативная группа из числа известных  ученных. Назовем несколько имен: Леонид Иванович Лавров-доктор исторических наук, историк, этнограф, кавказовед; Хажумар Гидович Берикетов-кандидат исторических наук;  Заур Магомедович Налоев-этнограф,писатель. Работа по созданию новой экспозиции шла под руководством директора музея Лиуана Алиевича Шогенцукова .  Кандидат исторических наук, талантливый администратор Лиуан Алиевич не только блестяще организовал, направил работу научного коллектива, но и смог  привлечь к работе не только ученных республики и даже АН СССР.  Лиуан Шогенцуков родился в семье классика кабардинской литературы Али Шогенцукова.

В обаятельном, покоряющем своей интеллигентностью  Шогенцукове, сочетались твердость и непреклонность в достижении намеченных целей. Именно благодаря его настойчивости и обоснованной просьбе, Министерство культуры республики заключило договор на разработку архитектурно-художественного проекта и оформительские работы по новой экспозиции с художниками ленинградского комбината живописно-оформительского искусства (КЖОИ), считавшимся лучшими в стране музейными дизайнерами. С большой теплотой о Л. А. Шогенцукове вспоминали, возглавлявший в то время министерство культуры республики,  К. К. Эфендиев и сотрудники музея, которым довелось работать под его руководством. Лиуан Алиевич был человеком неравнодушным, близко принимавшим все к сердцу. Он и ушел из жизни слишком рано от сердечного приступа. Забот у Лиуана Алиевича было много: перевозились в новое здание музейные коллекции, начиналась работа над новой экспозицией, продолжалась экскурсионная работа в старом музейном здании по старой экспозиции. Об этих днях вспоминала Т. К. Шахмурзаева, работавшая экскурсоводом в старом музее. В начале 2000-х она была сотрудником с самым большим стажем работы в музее — многие годы заведовала мемориальным домом — музеем Марко Вовчок, затем смотрителем в музее- квартире Али Шогенцукова. «На моей памяти, — говорила Тамара Каировна, — строились ли новые музеи, новые экспозиции, производился ли ремонт в залах  —  музей для посетителей никогда не закрывался».

К 100-ЛЕТИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ КБР

С середины 60-х годов , в связи со вставшей задачей — создать новую экспозицию, изменился подход в правительстве республики к подбору кандидата на должность директора музея. Начиная с Лиуана Алиевича, все они — историки. Исходя из этих требований, возглавлявшую музей с 1958 по 1965г.г. Евдокию Месовну  Додохову перевели на должность главного хранителя фондов музея. Евдокия Месовна Додохова была филологом, в 1937 году окончила Кабардино-Балкарский педагогический институт в Пятигорске. Евдокия Месовна до 1972 года проработала главным хранителем музея. В отделе учета музея по сей день хранятся акты, справки, написанные ее рукой, отличающиеся глубоким анализом, знанием дела. Работа Е. М. Додоховой неоднократно поощрялась Министерством культуры республики. В фондах тогда работало два сотрудника — Додохова Е. М. и Субботина А. В. В период работы по подготовке новой экспозиции на них легла основная  нагрузка- именно они принимали и обрабатывали огромный по объему материал, который собирали научные сотрудники других отделов для новой экспозиции в архиве, в учреждениях, в колхозах, в совхозах республики, у населения.

К 100-ЛЕТИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ КБР

В 1966 году директором музея была назначена Ирина Ахмедовна Мальбахова. Ей тогда было всего 29 лет. Ирина Ахмедовна родилась в 1937 в с. Куба, была родной племянницей Б.Э. Калмыкова, за что семья высылалась дважды, ее детство прошло в лагерях. В 1963 окончила историческое отделение КБГУ, работала инструктором отдела пропаганды и агитации Нальчикского горкома КПСС, откуда и была переведена директором музея. Строительство экспозиции в новом здании музея, начатое Лиуаном Алиевичем, было продолжено Ириной Ахмедовной. А работали над ее созданием заместитель директора по научной работе Тимур Борисович Шаханов, сотрудники музея Ольга  Петровна Медведева, Р. И. Джеладзе, С. А. Кайданова, С. М. Накова,   А. К Самостяк, Олег  Леонидович Опрышко, В. Ф Усачев , Руслан  Жамалдинович Бетрозов,  Михаил  Игнатович Тхишев, В. И. Скобенко, З. К. Попова. Из вышеперечисленных  кто то меньше, кто то больше проработал в музее, но каждый из них оставил заметный след в истории музея.

Хочется рассказать отдельно об Олеге Леонидовиче Опрышко. Пришел он работать в музей в 1965 году. Тема Великой Отечественной войны, бои на перевалах Главного Кавказского хребта его увлекла не случайно. Военное детство Олега Леонидовича прошла в Тырнаузе, где еще долго после окончания войны отзывалось ее эхо то частыми находками оружия и обмундирования, то останками солдат сражавшихся в Приэльбрусье. Олег Леонидович годы работал в архивах, выявляя имена и фамилии тех, кто воевал в Приэльбрусье, собирал сведения о них у родственников. Результатом поисков стала книга «На Эльбрусском направлении», позже она была переиздана с дополнениями в Москве под названием «Заоблачный фронт Приэльбрусья». Собранные им материалы послужили основой для открытия музея Обороны Приэльбрусья в 1972 году. Он стал первым филиалом Кабардино-Балкарского краеведческого музея. Автором научной концепции, тематико-экспозиционного плана, которого стал Олег Опрышко. Самый высокогорный музей в мире находится на станции «Мир», на высоте 3500 метров над уровнем моря, на горе Эльбрус . Именно там проходил самый высокогорный фронт второй мировой войны.

Олег Леонидович окончил Московский Государственный историко-архивный институт, проработал в музее до 1976 года, был главным хранителем. Работал редактором книжного издательства «Эльбрус» .Член Союза журналистов СССР. Автор ряда научных статей по истории Кабардино-Балкарии, глав в учебном пособии «Моя республика» и очерков в книгах «Боевая слава Кабардино-Балкарии». Соавтор книги «Памятники рассказывают». В периодической печати опубликованы его многочисленные очерки о героях и событиях Великой Отечественной войны.

Сотрудник Национального музея Емельяненко Надежда Ивановна рассказывает об Олеге Леонидовиче: «Мне не пришлось работать с Олегом Опрышко в музее. Познакомилась с ним в 1978 году, когда шла активная работа над новой экспозицией по революции 1917 года, гражданской войне, индустриализации и коллективизации, по Великой Отечественной войне. Он и Е. Т. Хакуашев  были моими главными консультантами по периоду Великой Отечественной войны. А недавно нам потребовалась консультация Олега Леонидовича   по нумизматической коллекции музея. Мы всегда рады его видеть на открытиях выставок, и, когда он заходит просто так, спросить, как у нас идут дела».

Материал подготовлен зав. отделом экскурсионно-массовой работы — Кантемировой Л.И.

 

 

Комментарии запрещены.