Выставка Александра Пазова

Автор выставки: Александр Пазов
Выставка проходит
07.12.2011

В Национальном музее КБР открылась выставка Александра Пазова, приуроченная к присвоению народному мастеру России звания заслуженного работника культуры КБР.

Гогоны, блюда, ритуальные чаши, бокалы, тарелки – посудная утварь, превращенная мастером в произведения исусства. Александр Пазов единственный в республике занимается холодной ковкой: ударами молотка из металла вытягивается форма, рисунок наносится не на готовое изделии, а на лист металла. Шов на изделие невозможно разглядеть.

«Хочу сохранить этот вид искусства таким, каким он был раньше. Поэтому и работаю так, как работали мастера 100-200 лет назад. Это сейчас кастрюля из-под пресса вылетает. А раньше же как-то это люди делали? Смотрел на старинные работы, догадывался о каких-то хитростях. 

При горячей ковке наносишь узор, начинаешь ковать – и он моментально потеряется. А я наношу узор на заготовку и кую в холодную, на дереве или песке. И эти линии, пробитые, прочеканенные, не теряются, а растягиваются. Вся посуда, в которой готовили черкесы, была медной. Медные турки до сих пор в цене. Медь по своим свойствам мало отличается от золота – те же пластичность, теплопроводность, электропроводность. Медь не пригорает. Другое дело, что для хранения она не пригодна.

Вообще любимым материалом черкесов было серебро с чернью. В одном журнале прочел два древних рецепта изготовления черни без всякой химии из природных материалов. Покрывали оружие этим, чтобы не блестело на солнце и противник не увидел.

Черкесы по менталитету своему не любили излишеств. Даже геометрические украшения выполняли роль ребер жесткости. Узор был ненавязчивым, скромным. Он статичен и симметричен. Я стараюсь следовать этим принципам. У черкесов всегда был большой фон. На мой взгляд, это и интеллект, и вкус. А чем глубже фон, тем дороже работа. Нельзя изобрести узор – все равно повторишься. Делай то, что принадлежит твоему народу, это не плагиат. Надо, чтобы человек посмотрел и сказал: это черкесская работа.

Черкесская посуда, утварь были архаичными и функциональными. Пример такой функциональности – гогон. Сейчас принято изображать горянку с гогоном на плече. Представьте: литров 20 воды и сам гогон 5-10 килограммов. Какая девушка будет нести такой груз? Кажется, что ручка у гогона великовата. Но она четкая – как раз, чтобы поместилась рука, чтобы нести по принципу рюкзака. Форма гогона полностью повторяла изгибы тела девушки – выпуклость входила в талию. У сосуда высокий центр тяжести – можно легко опрокинуть, перелить.

Вот у меня почти 250 работ на выставке, все они принесены из дома. У хорошего художника, наверное, все работы должны быть раскуплены? Не знаю. Лично мне ничего не надо. Но нам нельзя это потерять. Надо афишировать, показывать, объяснять, начиная с детских садов. Если мы это потерям, как народ исчезнем на земле.»

Выставка Александра Пазова