«Выбираем пятый океан»
08.05.2014 - 23.05.2014
8 мая в 13.00 в Национальном музее Кабардино-Балкарской Республики состоится открытие выставки «Выбираем пятый океан», посвященный 80-летию Нальчикского аэроклуба(1934-1942).На мероприятие будут приглашены ветераны тыла из Совета Ветеранов, Комодов Г.К. — бывший учитель школы с. Шалушка, в 12-летнем возрасте переживший оккупацию. Дети сотрудников музея выступят перед ветеранами с концертной программой.
В 1934 году в Нальчике был открыт аэроклуб – один из лучших на Северном Кавказе, готовивший планеристов, парашютистов и пилотов. Многие курсанты, окончившие Нальчикский аэроклуб, продолжили свою учебу в летных школах и училищах. Когда началась Великая Отечественная война, они сражались на всех фронтах, проявляя беспримерный героизм. Один инструктор (В. Емельяненко) и четыре курсанта ( Алим Байсултанов, Кубати Карданов, Николай Диденко, Сергей Стеблинский) Нальчикского аэроклуба стали героями Советского Союза. Среди выпускников аэроклуба наши земляки, удостоенные в годы войны высших правительственных наград: Б. Хамдохов, А. Тхакумачев, Г. Романов, В. Кафоев, А. Кафоев, Г. Жигунов, Р. Тимошенко, Д. Чеченов и многие другие.
Стране в тот исторический период требовались профессиональные кадры для службы в военной авиации, и аэроклубы стали своеобразными «инкубаторами», которые поставляли для военно-воздушных сил первых летчиков и летчиц. Начало было трудным. В январе 1931 года на IX съезде ВЛКСМ было принято решение о принятии комсомолом шефства над Воздушным флотом страны. В массы был брошен призыв: «Дать стране 150 тысяч летчиков!», но в провинциальных городах, каким являлся Нальчик тридцатых годов, мечтавшим покорить небо молодым людям и девушкам пришлось начинать с авиамоделирования и теоретического знакомства с материальной частью самолетов по учебным пособиям – настоящие, способные летать машины были в то время дефицитом. Одним из энтузиастов и первых наставников будущих летчиков был учитель физики во второй городской школе, в прошлом военный летчик Юрий Тимошенко. Именно он посоветовал ребятам объединиться в авиакружок. Первым кружковцам приходилось преодолевать очень много трудностей, вызванных отсутствием даже самой примитивной материальной базы: не было необходимых для строительства моделей материалов, помещения, в котором бы могли заниматься члены кружка, но помог случай. О нуждах кружковцев узнал заместитель председателя областного совета Осовиахима Здравомыслов. При его поддержке в августе 1933 года клуб получил помещение, минимум необходимых для сборки моделей материалов и специальную литературу. Костяк первого авиакружка составили учащиеся все той же второй школы города Нальчика. В 1935 году, опять же при поддержке местного Осовиахима и обкома ВЛКСМ кружок получил для обучения летному мастерству первый планер. Он назывался «Ус-3» (учебный стандарт) и был прислан из Ростова-на-Дону. Основным местом занятий по планеризму стал пустырь, который располагался на месте, где ныне возвышается Дом Правительства КБР. Но самолетов все еще не было, да и настоящего аэроклуба (а не аэрокружка), какие к тому времени уже работали в Орджоникидзе (ныне Владикавказ) и Пятигорске, в столице Кабардино-Балкарии еще не было. Республиканская молодежь, увлеченная авиацией, написала письмо в Управление Осовиахима СССР с просьбой помочь в его открытии, и в Москве просьбу одобрили. Однако московское руководство поставило условие: прежде чем он будет открыт, в Нальчике должен быть построен аэродром. Строительство первых взлетно-посадочных полос началось весной 1934 года. Работали в свободное время — после отбытия смен на предприятиях и в учебных заведениях. За короткое время на поле, которое располагалось на северо-восточной окраине города, были выровнены тысячи квадратных метров земли, убраны горы камней. Московская комиссия после тщательной проверки нового объекта признала его пригодным для учебно-тренировочных полетов, и начались уже реальные полеты и прыжки с парашютами. 5 августа 1936 года специальная комиссия с майором Ефимовым во главе приняла экзамены у первых выпускников Нальчикского аэроклуба, а через три дня в Ленинском учебном городке прошло чествование первых пилотов. Всего их было одиннадцать, и среди них были девушки. Одной из первых выпускниц аэроклуба в Нальчике была Аня Маремукова. По окончании аэроклуба она осталась в нем работать инструктором по прыжкам с парашютом и за время своей работы подготовила не один десяток парашютисток. Ее пример увлек многих девушек. Уже в 1935 году количество женщин-парашютисток, выпущенных аэроклубом, достигло 11 человек, а после возведения в Нальчике парашютной вышки увлечение прыжками стало едва ли не повальным. Достаточно сказать, что на начало 1937 года в Кабардино-Балкарии уже было 165 профессиональных парашютистов. Летную стезю избрала для себя и первая летчица-горянка Леля Дышекова. Она так же, как и Аня, после окончания клуба осталась в нем работать инструктором, а затем в 1938 году прошла обучение в Москве в Центральном аэроклубе, где освоила управление несколькими типами самолетов. Вернувшись в Нальчик, Леля установила рекорд высоты среди летчиц Северного Кавказа. В документах, относящихся к истории аэроклуба, и в воспоминаниях его участников часто упоминается и запечатленная на фото Анна Янчевская, которая сначала была организатором так называемых планерных станций в районах республики, а затем, как и многие ее сверстницы, пересела в кабину самолета.
Они навсегда вписали свои имена в героическую летопись Великой Отечественной войны. Не все выпускники Нальчикского аэроклуба стали летчиками, но аэроклуб стал для них настоящей школой мужества.
Национальный музей Кабардино-Балкарской Республики провел встречу бывших работников и курсантов аэроклуба в 1981 и в 1984 годах, а также стал инициатором установления памятной доски на здании бывшего аэроклуба (в 1984 году). В результате поисковой работы (1980-2000-е гг.) музей располагает уникальными материалами, которые будут представлены на выставке.