«Арджэн»

Выставка проходит
16.04.2014 - 16.05.2014


16 апреля в 16.00 в Национальном музее Кабардино-Балкарской Республики открылась  персональная выставка «Арджэн» мастера плетения адыгской циновки, члена Союза художников Кабардино-Балкарской республики Руслана Мазлоева.
Наряду с традиционной техникой плетения ардженов, автор находит новые методы и формы для  выражения своего видения мира. На выставке представлены новые работы, отличающиеся как размерами, так и формами и техникой исполнения.

Руслан Мазлоев – художник, мастер плетения арджэнов – адыгской (черкесской) циновки. Создавая из камыша минималистичные, но удивительно выразительные полотна, молодой мастер выводит старинное ремесло на абсолютно новый уровень. Циновки Руслана выглядят так, будто традиция арджэн не находилась в кризисе, а жила и развивалась в народе все это время. Работы настолько естественны, что могут одинаково органично звучать, как в кунацкой, так и в арт-пространстве, создавая уникальную теплую атмосферу.

«Арджэн» — это уже третья персональная выставка Руслана Мазлоева в Национальном музее Кабардино-Балкарской Республики. Ранее художник экспонировался в Москве, Чеченской Республике, Республике Дагестан, а также во Флоренции. И если его ранние работы были неким изучением и погружением в народную  традицию, то эта выставка – творчество и эксперименты с техникой изготовления новых форм циновки. «Арджэн» — это единство природного материала, идеи и пространства, пример того, как традиция может органично развиваться в ногу со временем.

На Кавказе старинное искусство плетения ардженов (циновок) переживает бум. Арджены — на пике интерьерной моды. Ардженами именитого мастера интересуются этнографы, дизайнеры, искусствоведы из Ближнего Востока. Выставка Руслана Мазлоева – где бы она ни проходила — становится знаменательным событием в регионе. Её стремятся посетить все социальные слои населения. Для студентов, чье будущее связано с арт-направлениями, дизайнерские изыски мастера по арджену Мазлоева, с его отточенной техникой и технологией плетения – открытый мастер-класс. Сейчас ассортимент предметов, выполненных в технике плетения из болотной травы рогозы, расширился, но по-прежнему центральное место занимают арджены. Это не только циновки, но и дамские и хозяйственные сумки, образцы посуды, салфетки. Древняя же техника сохранилась в неизменном виде. Арджен у адыгов — вещь многофункциональная: он сопровождал его от рождения до смерти и был одним из главных атрибутов жизни. Свои первые шаги дети совершали по циновке. Арджен украшал  стены жилища, внося в колористическую гамму интерьера светлое, радостное настроение. Их клали на кровать и скамьи, ими покрывали полы. Любое семейное торжество, особенно свадебный обряд, были связаны с этим предметом. Их использовали также в качестве молельных ковриков, на них вешали оружие и музыкальные инструменты. Наконец, в последний путь адыг отправлялся на арджене. 

Появление у кабардинцев и адыгейцев искусства плетения циновок не было случайным. Территории, которые они населяли, были покрыты болотной травой — рогозом, так что проблем с сырьем никогда не возникало. Да и сама технология изготовления и станки были достаточно просты, но требовали сосредоточенности и скрупулезности в работе. И конечно же, в первую очередь мастерице (а раньше плетением ардженов занимались женщины) необходим был художественный талант: ведь прежде, чем начать плести арджен, надо было придумать его рисунок и композицию, которые тонко подчинялись фактурным возможностям рогоза. Умелица должна была создать орнамент в своем воображении, а лишь потом перенести его на изделие.

Соломку для плетения циновок заготавливают из рогоза. Если его высушивают на солнце, он становится золотисто-желтым, в тени — зеленоватых оттенков, предварительно выдержанный в болотной воде, после сушки он приобретает черный цвет. Порой кабардинские мастерицы плели многоцветные арджены, но и умелое использование одноцветного рогоза позволяло создать замечательно эффектные циновки. Узоры ардженов представляют собой простейшие геометрические фигуры. Некоторые из них напоминают крест — символ христианства, отзвук того, что адыги некогда исповедовали христианскую религию. А молитвенный коврик намазлык — близок по форме михрабной нише, одному из главных элементов мусульманской архитектуры. 

Сегодня арджен могут приобрести только состоятельные люди, поскольку эта работа очень трудоемкая и ценится очень дорого. Верующие жители республики покупают намазлыки — молельные коврики. Арджены служат отличным подарком, потому их нередко презентуют почетным гостям.

 

 

 

"Арджэн"