В поисках истины
25.03.2012 - 26.02.2010
В Национальном музее КБР открылась персональная выставка художника Анатолия Жилова, на которой представлены живописные и графические работы последних лет.
Мир искусства А. Жилова –это сакральное пространство, которое живет по установленным самим художником законам. Его образно-пластический язык соткан из многочисленных стилевых направлений, которые он сумел соединить в единую цельную художественную систему. Излюбленные темы экспонента: космогоническая, история и фольклор адыгов, мифологические, библейские и евангельские сюжеты, которым он дает необычную трактовку.
В его произведениях последнего периода нет мирского начала. Это, в основном, мечтательные рефлексии, философские медитации. Его картины выражают не только суть его души. Для него, как и для любого другого художника, самопознание и самопредставление – это два момента идентификации с действительностью. Анатолий Жилов нередко обращается и к истории родного народа, причем дает не прямое изображение различных сторон жизни, а скорее их толкование. Работая над своими произведениями, автор пытается воссоздать исконные этнические ценности своего народа, найти образно-пластический язык, способный отразить его мировидение и мироощущение.
В последнее время особое внимание Жилова привлекает сакральная тематика. По высоким божественным установлениям осмысляется им и мирская жизнь. Мифологические и религиозные образы самым тесным образом увязываются с проблемами современности.
Живописец занимается серьезным изучением различных религиозных учений, древних мифологий. Его, как и наших предков, глубоко волнуют вопросы, откуда пошла жизнь? Что было ее первоосновой?
-Священные предания, — говорит Анатолий Жилов, — возвращают нас к нашим истокам. Например, в древнегреческой мифологии сотворению мира предшествовало соединение мужского и женского начала, которое породило жизнь.
Каждая из этих основ осмысляется им по- разному. Материальность, весомость жиловской женщины звучит как антитеза мужчине – существу зыбкому, неустойчивому, как дуновение ветра, как мерцание света. В «Рождении мира» живописец запечатлел мимолетность встречи, таинство соединения мужчины и женщины, осмысленные им с философских позиций.
Острые диссонансы жизни находят отражение в полотне «Кодекс чести». Долина, вместо растений проросшая поднятыми как при голосовании руками, скорее всего вызовет у зрителя физиологическое отвращение, напоминая о мертвецах, пытающихся влиять на сегодняшнюю жизнь. Ритмически повторяющийся рисунок рук создает символическое пространство, где образ из прямого плана переводится в ассоциативный. Здесь контекст, в котором находятся предметы, становится важнее их самих.
Интерес к теме жертвоприношения, жертвенности вполне объясним. Живописец не мог миновать эти основополагающие категории многих религиозных учений. В интерпретации этой темы чувствуется влияние как восточного, так и западного ритуального, канонического искусства, что вовсе не мешает присутствию в холстах новизны, необычности философского подтекста. Избрав для «Жертвоприношения» традиционные религиозные образы, он сумел передать не только глубинный смысл священного обряда, но и его современное осмысление.
Религиозные учения, религиозные истины… Много сил и энергии потратил Жилов на их изучение и художественное воплощение. Особенно интересным для трактовки он находит категории добра и зла. Оригинальная интерпретация найдена извечной теме в «Полете козла». Это довольно реалистичное, узнаваемое изображение распластавшегося в полете козла, который, по мысли автора, представляет собой симбиоз духа коварства и святости.
Идея объединения в одном существе двух противоположных начал встречается в культурах многих народов. Классическое определение этого двуединства дано в знаменитом гетевском «Ах, две души в больной моей груди, друг другу чуждые…»
Тема противоборства, извечного конфликта между добром и злом находит свое продолжение во многих других полотнах живописца. В «Непреходящем» плоскость картины разбита на ряд кадров, в каждом из которых помещен знаковый образ. Это – месть и всепрощение, власть и жертвенность, богатство и бедность, щедрость и корысть, правда и ложь…. Смысл каждого из них легко угадывается по атрибутам героев.
Живопись Жилова – это не только частное явление, характеризующее его как автора. Его творчество служит одной из составляющих национальной художественной школы Кабардино-Балкарии, и он достойно представляет республику не только в России, но и за ее пределами, участвуя в зарубежных выставках.
Нынешняя экспозиция будет функционировать с 26 февраля по 25 марта 2010г.