Из истории музея

Больше полувека назад, в 1921 году, был создан Национальный музей Кабардино-Балкарской республики – музей Кабардинского округа. После слияния двух национальных округов Кабардинского и Балкарского и создания автономии двух народов музей был переименован в Музей Кабардино-Балкарской автономной области, а с 1936 года – Краеведческий музей Кабардино-Балкарской АССР.
В апрельские дни 1921 года жители Нальчика прочитали в газете сообщение о создании Национального кабардинского музея. В нем говорилось: «Музей – это наш показатель быта, наша гордость, а поэтому мы все должны создать его на славу родного города, на память грядущему поколению». Подписано было обращение Б.Э. Калмыковым – председателем Кабардинского окружного исполкома. Он, собственно говоря, и был инициатором и организатором музея, а его первым директором стал сельский учитель Макар Иванович Ермоленко – учитель Бетала Калмыкова.
Население округа горячо отозвалось на призыв Б.Э. Калмыкова. К концу 1921 года в музей поступило 1200 экспонатов. Первые поступления были от Б.Э. Калмыкова – его личное оружие: шашка и ружье.
Первоначально музей размещался в одной из комнат квартиры М.И. Ермоленко. В дальнейшем, благодаря заботам областной партийной организации и лично Б.Э. Калмыкова, музей в 1925 году получает здание в садике «Свободы», а в 1927 году ему отводится второе здание – бывший дом начальника Нальчикского округа. В те годы музей состоял из пяти отделов: Естественно-исторического, Социально-Экономического, Археологического, Этнографического и Художественного.
Активная археологическая работа музея (открытие Нальчикского кургана №1, Агубековского и Долинского поселений и т.д.) позволила создать уникальную коллекцию эпохи неолита, энеолита и бронзы. Пополняются экспонатами и другие отделы, в особенности этнографический и художественный. Музеи Москвы и Ленинграда передали музею произведения таких художников как Брюллов, Айвазовский, Рубо и др. В оказании этой помощи мы во многом обязаны Катханову Назиру — Уполномоченному по национальной политике в Главном Экономическом управлении при Президиуме ВСНХ СССР. Также Северо-Кавказское общество краеведения передало этнографические экспонаты и коллекцию оружия.
В 1930 – 1935 гг. музей систематически пополняется экспонатами, которые легли в основу экспозиции отдела советского строительства (здесь материалы о первых колхозах, строительстве БаксанГЭС, Промгородка, награждение КБАО первым орденом Ленина и т.д.).
В последующие годы фонды пополняются не менее интересными экспонатами.
В период фашистской оккупации музею был нанесен непоправимый ущерб, в особенности пострадали этнографические и археологические коллекции (почти не осталось уникальных каменных браслетов), почти полностью были уничтожены материалы советского отдела, было похищено много произведений искусства. Если и удалось что-то сохранить, то этому мы обязаны героическим усилиям сотрудников музея, укрывшим большую часть фондов. В этом большая заслуга, ныне покойного Степана Петровича Савчука. Сразу же после изгнания фашистов музей возобновляет свою работу.
Собранный в послевоенный период материал позволил построить новую экспозицию. Областной комитет КПСС и правительство республики, придавая большое значение пропаганде научных знаний, и видя неоценимый вклад музея, выносит решение о строительстве для него нового здания. В сентябре 1966 года во вновь отстроенном здании состоялось открытие экспозиции краеведческого музея. Новое современное здание общей полезной площадью 1777 км2 позволило открыть в одиннадцати залах отделы: природы, досоветского периода и истории советского общества.
Сегодня фонды Национального музея (его филиалами и отделами являются мемориальные дома-музеи Бекмурзы Пачева, Марко Вовчок и Кайсына Кулиева, квартира-музей Али Шогенцукова, Литературный музей, музей Обороны Приэльбрусья, музеи в городах Майский и Прохладный) насчитывает более 150 тысяч единиц хранения.
В двадцатые годы прошлого века Краеведческий музей пополнился уникальными творениями мастеров кисти и резца, полученными из хранилищ Москвы и Ленинграда. Это шедевры русского и зарубежного искусства XVII- XVIII веков Брюллова, Шишкина, Айвазовского, Куинджи, Рубо, а также портреты и пейзажи Ф. Шубина, В. Боровиковского, С. Щедрина, Б. Филлера, Ф. Сычкова и целого ряда других художников.
Также в фондах музея есть изделия из фарфора — статуэтки, декоративные тарелки, вазы; предметы обихода — часы, канделябры, ларцы, секретер-бюро…
Эти шедевры и положили начало Кабардино-Балкарскому музею изобразительных искусств. В 1960 году было решено отделить коллекцию изобразительного искусства в здание, расположенное на проспекте Ленина, в центре города, а со временем и сделать его отдельным музеем. Классическое искусство, конечно, основа музея, но главное в фондах — произведения художников и скульпторов республики, среди которых немало достойных мастеров, широко известных как в России, так и за ее пределами.

Комментарии запрещены.